Дерматозойный бред (синдром Экбома) характеризуется необоснованным убеждением пациента о наличии паразитарной инвазии
Дерматозойный бред (синдром Экбома) характеризуется необоснованным убеждением пациента о наличии паразитарной инвазии. Такие больные испытывают твердую уверенность в присутствии в своем организме червей, глистов, насекомых, личинок или других микроорганизмов. Они склонны детально описывать предполагаемый путь проникновения паразита в тело и его миграцию внутри него.
Пациенты часто приносят на анализ разнообразные предметы - нитки, пылинки, высохшие корочки, как органического, так и неорганического происхождения, утверждая, что это паразиты или продукты их жизнедеятельности, извлеченные из организма. Такое поведение соответствует так называемому "синдрому спичечного коробка".
Синдром Экбома, впервые описанный в 1938 году, включает в себя и болезнь Моргеллонов. Эта патология представляет собой сложный для диагностики и классификации случай. Разные специалисты в области психического здоровья интерпретируют её по-разному, относя к депрессивной фазе аффективных расстройств, шизофрении, паранойе, сенильным психозам.
Синдром Экбома чаще всего развивается на фоне психических заболеваний, реже – неврологических и соматических расстройств.
Формирование синдрома может быть обусловлено сочетанием индивидуальных личностных особенностей и различных экзогенных факторов.
Наиболее частыми причинами дерматозойного бреда являются:
шизофрения;
тревожные расстройства, обсессивно-компульсивное расстройство, фобии;
эндогенная депрессия;
деменция;
употребление психоактивных веществ, интоксикация амфетаминами.
Некоторые специалисты считают, что бредовые переживания могут возникнуть в результате травм, дегенеративных поражений центральной нервной системы, новообразований, церебрального атеросклероза. В ряде случаев появление бреда может быть спровоцировано соматическими заболеваниями, такими как артериальная гипертензия, гепатит, сахарный диабет, почечная недостаточность, гипопаратиреоз.
В основе синдрома лежит нарушение самоощущения, восприятия собственного тела и физиологических процессов, протекающих в нем.
Диагноз устанавливается на основе комплексного анализа анамнеза, характерных жалоб пациента, результатов физикального осмотра, клинической картины, лабораторных и инструментальных исследований.
Для получения более объективной оценки состояния больного важное значение имеет опрос его родственников и близкого окружения.
Диагностический процесс проводится в сотрудничестве психиатра и дерматолога с целью исключения соматических причин патологических проявлений и истинно паразитарной природы заболевания.
Для подтверждения диагноза могут быть назначены следующие исследования:
дерматоскопия (визуальный осмотр пораженных участков кожи), при необходимости – микроскопическое и бактериологическое исследование соскоба, гистологический анализ биоптата;
нейровизуализация с использованием магнитно-резонансной томографии или компьютерной томографии;
анализ мочи, скрининг на наличие наркотических веществ и психоактивных препаратов.
Эффективное лечение требует тесного взаимодействия специалистов: психиатров, инфекционистов и дерматологов, а также построения доверительных отношений с пациентом.
В случаях, когда бредовое расстройство является симптомом другого заболевания, первичное внимание уделяется лечению основного патологического процесса.
План терапии разрабатывается специалистом на основе всестороннего обследования пациента. В зависимости от тяжести симптоматики, возраста больного и его общего состояния здоровья лечение может проводиться как в амбулаторных условиях, так и в стационаре специализированной клиники.
Важно подчеркнуть, что самостоятельное преодоление проявлений данного синдрома невозможно. Необходима квалифицированная медицинская помощь, а также поддержка и понимание со стороны близких.
ГБУЗ "Луганская республиканская клиническая психоневрологическая больница" ЛНР